Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Тигильский районный краеведческий музей»

Часы работы:

Вт - Пт: 10.00-18.15
Сб: 10.00-18.00
Перерыв на обед: 13.00-14.00
Выходной: Вс, Пн

О традициях в воспитании детей коренных малочисленных народов Севера

26 сентября 2018 года в Тигильском районном краеведческом музее состоялась конференция «Традиции в воспитании детей коренных народов Севера». В мероприятии приняли участие представители Тигильского детского сада «Каюмка», учителя и учащиеся Тигильской средней общеобразовательной школы, сотрудники Тигильской библиотеки.

Открыла конференцию директор музея А. И. Руденко. В своем выступлении она отметила, что «в условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей важно культурное наследие каждого народа, которое ведет к возрождению этнопедагогической культуры, духовно- нравственных сокровищ, восстановлению лучших народных традиций и обычаев» [1].

Лосева А. Н., учитель русского языка и литературы, ознакомила слушателей с докладом «Традиционное воспитание детей у малочисленных народов Севера». Ссылаясь на исследования В. Ф. Афанасьева, она отметила, что народы Севера проявляли большую любовь и привязанность к детям, заботились о них, в каждой семье стремились продолжить свой род. Привела пословицы и поговорки, касающиеся сферы воспитания мальчиков и девочек. Антонина Николаевна подчеркнула: «Определяющее значение в воспитании подростков играл и играет труд, умственное и физическое воспитание. В процессе общения с природой у детей развивается наблюдательность, расширяется кругозор. Для развития подростков важная роль принадлежит игровой деятельности». С интересом слушатели восприняли информацию о различных традициях в воспитании детей у народов Севера: якутов, хантов, ненцев, нганасан и т. д.

Арбузова В. В., методист д/с «Каюмка», представила богатый опыт, накопленный воспитателями по осуществлению регионального компонента при проведении занятий для детсадовцев, сопровождая свое выступление очень интересной презентаций, имеющей научный характер. Виктория Владимировна отметила, что педагогический коллектив знакомит детей с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера не только на занятиях, но и при посещении учреждений культуры Тигильского района: Центра досуга, библиотеки и музея. Воспитатели приобщают ребят к познанию этнокультуры народов Камчатки. Например, встречаясь с ительменским фольклорным ансамблем «Эльвель», они участвуют в мастер-классах, проводимых художественным руководителем «Эльвеля» А.Н. Левковским. Всё это расширяет духовный мир дошкольников.

Е. П. Попова, методист Тигильской библиотеки, увлеченно рассказала о традициях воспитания детей у нивхов. Рассмотрела три ступени воспитания детей от рождения до наступления совершеннолетия, об амулетах и оберегах, особенностях поведения будущих мам и пап, и родивших женщин. Поделилась воспоминаниями о нивхах, которые проживали в Николаевке-на Амуре, когда она сама была девочкой. Е. П. Попова заметила, что нивхи не любили, когда их называли «гиляки». Елена Петровна прочла письмо детей-нивхов из Ногликской туземной школы, открытой в 1925 году, писателю М. Горькому, относящегося к 1933 году. Письмо опубликовано в книге «Область на островах», которой исполнится 50 лет в 2019 году. Е. П. Поповой провела анализ статьи В. В. Долбнева «Этнокультурные особенности познавательной деятельности детей-нивхов» (2009). В исследовании педагога из Южно-Сахалинска раскрыты особенности познавательной деятельности детей-нивхов и их учет в учебно-познавательном процессе.

Алена Васильевна Митракова, учитель начальных классов, поделилась своими воспоминаниями о мамином детстве на острове Карагинском. Восьмилетняя девочка была поражена красотой окружающей природы острова, что запало ей в душу на долгие годы и эти впечатления она передала своей дочери.

Н. Ф. Сотрудинова, воспитатель д/с «Каюмка», ознакомила с особенностями деятельности детских садов в Палане, Эссо по воспитанию дошкольников коренных народов Камчатки, о преподавании корякского языка, о том, что воспитатели коренной национальности совершенствуются в своей преподавательской деятельности, получая высшее образование. Её рассказ был наполнен вдохновением и восторгом.

Затем выступил С. Наянов, ученик 10 класса Тигильской средней общеобразовательной школы, рассказал об участии группы школьников в соревнованиях по национальным видам спорта в с. Эссо и г. Хабаровске. Сергей поведал о достижениях, показав грамоты и награды, завоеванные командой. Он поблагодарил руководителя С. Н. Правдошина за подготовку к соревнованиям по национальным видам спорта. С. Наянову были заданы вопросы и он на них дал полные ответы.

А. И. Руденко, директор музея, продемонстрировала видеоматериал и фотографии на слайдах о работе сотрудников музея в сфере музейной педагогики по культурно-просветительской деятельности среди подрастающего поколения д/с «Каюмка», КЦСОН, Тигильской средней школы.

Т. Н. Авинова зачитала воспоминания «Взгляд из детства (как нас возили из табунов в школу)», написанные О. К. Алексеевой, хранителем музейных предметов. Ольга Каккиковна отметила в своих воспоминаниях о далёком детстве, что ей было трудно расставаться с отцом, который привёз её в школу, и осваивать быт интерната, есть непривычную пищу (борщ), учиться говорить по- русски.

Были зачитаны волшебные сказки, сочинённые Ф. Верхозиной «Кутх, создатель Камчатки» и А. И. Руденко «Волшебное дерево».

Тигильский музей благодарит всех участников конференции, неравнодушных посетителей за проявленную активность в познании задач народной педагогики, этнопедагогики и этнокультурного просвещения. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с вами. Благодарность также выражается персоналу ЦОФХД УК: М. М. Пиврану, С. В. Валуеву в техническом обеспечении мероприятия (видеозапись, фотографирование), Т. Н. Авинову в создании уютной обстановки в музее.

А. И. Руденко, директор музея

  • Источники:
  1. Егоров М. Н. Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики саха : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 161 c. РГБ ОД. Режим доступа — http://www.dslib.net/obw-pedagogika /formirovanie-nravstvennoj-kultury-mladshih-shkolnikov-na-tradicijah-narodnoj.html (23.09.2018)